Объединяя силы Мужчина и женщина подобны двум огням. Когда между ними присутствует Б-г, они объединяются. Если же между ними Б-га нет, они пожирают друг друга.
Талмуд, Сота, 17а
После тысячелетий господства мужчин мы сейчас стоим на пороге эры, когда женщины займут достойное место и весь мир признает гармонию между ними.
Ребе
Опережая феминистское движение, Ребе разработал всесторонний подход к определению ответственности современных женщин, в 1952–1953 годах он основал Любавичс-кую женскую организацию, которая призвала женщин активно участвовать в общественной жизни. Организация, создавала курсы, рабочие места, выпускала необходимую литературу, готовим социальные программы. Ребе по нескольку раз в год выступал перед женщинами своей общины, рекомендовал им уделят» особое внимание работе по воспитанию и сохранению в себе и своих близких высших ценностей, Он полагал, что эта работа является не только правом, но и долгом женщин.
В 1975 году Ребе провозгласил кампанию по зажиганию субботних свечей еврейскими женщинами и девушками, девочками старше трех. лет. Господствующей духовной темноте противопоставлялось множество огней. «И представьте себе, как много света во всем мире добавится каждую пятницу, – говорил он, – если женщины и девушки во всех уголках мира зажгут миллионы свечей».
равны ли мужчины и женщины?
Весьма острым и вызывающим неоднозначную реакцию является вопрос о том, как мужчины и женщины относятся друг к другу. После многолетнего главенства мужчин во всех сферах жизни женщины полны решимости добиться справедливого и одинакового с мужчинами отношения к себе в школьной и университетской аудитории, в государственном учреждении, в семье и т.д.
Закончится ли когда-нибудь эта борьба, или мужчины и женщины обречены на вечный конфликт? Каковы причины последнего? И, что самое важное, каковы уникальные роли мужчины и женщины?
Ответы на эти вопросы в значительной мере определяют, кто мы и как мы живем. То, как мы идентифицируем себя в качестве представителя своего пола, составляет нашу суть.
Современное общество только начинает вникать в подлинные различия между мужчинами и женщинами. Кроме очевидных физиологических различий, существуют различия и в мышлении, манере разговаривать и вести себя. Некоторые особенности предопределены социальными условиями. Можно проследить и связь со специфическими характеристиками пола.
Сегодня от мужчин и женщин требуется большое мужество, чтобы оставаться внутренне честными, исходя из своей принадлежности к собственному полу. Граница между полами становится все более размытой. Мужчины и женщины якобы подобны. Но так ли это? Возникает массовый кризис идентичности. Стремясь к достижению равенства, каждый пол жертвует своей уникальностью. В школе, на работе и в других местах мужчины и женщины почти полностью интегрировались, в результате чего возникают многочисленные вопросы по поводу их сходства и различий. Пытаясь приспособиться к обществу, особенно к рынку труда, мужчины и женщины часто готовы подавить свою природу. Чтобы защитить себя, они могут быть чрезмерно агрессивными, а в каких-то условиях – слишком пассивными.
Наше понимание роли полов было сформировано, а затем искажено множеством социальных программ, их манипулированием и злоупотреблением. Многие мужчины использовали свою силу для господства над женщинами, а те, стремясь утвердить себя в обществе, отстоять свои права, делали попытки нанести ответный удар.
Как разобраться в этой путанице, обнаружить подлинно мужскую и женскую сущность, скрытую за этими искажениями? Прежде всего необходимо понять, как и почему Б-г создал мужчину и женщину.
Вопрос, которым задаются многие, звучит следующим образом: создал ли Б-г мужчину и женщину равными? Точно так же можно спросить, создал ли конструктор одинаковыми две детали одной машины. Эти детали могут очень сильно отличаться одна от другой, но без одной из них машина будет либо плохо работать, либо не будет работать вовсе. Как говорят наши мудрецы, «Б-г ничего не создал напрасно» (Талмуд, Шабос, 77б).
Таким образом, мы должны признать, что мужчина и женщина созданы как два равных существа, но каждое для выполнения своей роли в достижении общей цели. Чтобы определить сущность того и другого, надо отбросить ограниченную субъективность человека и посмотреть на проблему глазами Б-га. Все люди, мужчины и женщины, созданы для того, чтобы соединить собственные тело и душу, совершенствовать себя, освятить свой мир. В служении Б-гу различий между мужчиной и женщиной нет. Разными могут быть лишь способы, какими это служение осуществляется, или инструменты для решения общей задачи.
Физиологические, эмоциональные и психологические различия соответствуют различным духовным мандатам, выданным им Б-гом. Если бы каждый из нас был предназначен для выполнения одной и той же роли в жизни, не было бы надобности в столь многочисленных формах выражения нашей сущности.
Б-г создал человеческий род как единый организм и разделил его на две части – «один человек с двумя лицами» (Мид-раш Раба, Брешпис, 8:10). Подобно тому как любой человек состоит из двух элементов, тела и души, которые мы должны полностью объединить, мужчина и женщина представляют собой два элемента человечества.
Единство мужчины и женщины наиболее глубоко реализуется в браке, когда оба они, каждый своим путем, научившись преодолевать свою индивидуальность, достигают полного потенциала для развития. Тот и другой тянутся к своей половине, с которой был первоначально соединен, до того как их разделили пополам. Парадокс заключается в том, что через слияние своих «я» каждый получает способность обрести свою глубинную сущность, свою реальную индивидуальность.
каковы роли мужчины и женщины?
Чтобы оценить гармонию между мужчиной и женщиной, следует определить их тождество в служении Б-гу. Когда они смиренно признают свою общую цель и соединяются для ее выполнения, через их единство наступает самовыражение наиболее личной формы, взаимное уважение друг к другу как истинно равных партнеров. Если же они посвящают себя своим личным потребностям, возникают условия для разногласий между ними.
Но остается вопрос: зачем Б-гу надо было создавать мужчину и женщину, каковы их особые роли?
Мужчина и женщина представляют собой две формы Б-жественной энергии, мужской и женский элементы единственной души. И каждый аспект всего мира различается по этим двум параметрам.
Б-г не есть ни мужское, ни женское начало, но Он имеет две формы эманации (происхождения, «истечения» из Единого) – мужскую, более агрессивную, и женскую, нежную. Человек, который собирается прожить всю жизнь в гармонии, должен обладать обеими формами энергии: силой экспрессии и силой осторожности, осмотрительности, твердостью и утонченностью, способностью отдавать и способностью получать. В идеальном случае эти два вида энергии сливаются воедино.
Мужчина и женщина содержат в себе оба уровня. Однако, вообще говоря, – ив своем духовно чистом виде, не искаженном воздействием социальных или культурных факторов – оба они изначально олицетворяют одну из этих двух форм энергии.
Мужчина обычно физически сильнее, более энергичен и объективно ориентирован. Женщина чаще соответствует идеалу чувства собственного достоинства. Иногда подобную тонкость принимают за слабость. В действительности она может оказаться опаснее физической силы. Истинное чувство собственного достоинства не кричит, оно исходит изнутри, говорит твердым, ровным голосом. Природа женщины тонка, но не слаба, природа мужчины активна, но не стихийна.
Женская энергия – это то, чем человек является, мужская энергия – то, что он делает. Чтобы достигнуть совершенства, мужчина и женщина должны обладать обоими видами энергии. Самые благородные духовные ценности или идеалы остаются бесполезными до тех пор, пока они не претворены в жизнь. Действие без зова внутреннего голоса правды также оказывается бессмысленным.
Основная роль мужчины состоит в том, чтобы использовать свою активную мужскую энергию для совершенствования материального мира. Женщина, выполняя свою главную роль, должна употребить утонченную женскую энергию для обнаружения Б-жественности во всем, что существует.
Мужчина «выходит» в поисках Б-жественности, женщина абсорбирует ее. Мужчина дает семя для создания жизни, женщина рождает ее. Мужчина учит жить своих детей, женщина есть сама жизнь. Мужчина дарит любовь, женщина есть любовь.
Нельзя утверждать, что только мужчина способен улучшать мир или только женщина в состоянии проявить врожденную доброту. Как показывает опыт, при «завоевании» мира и проведении в нем изменений женский подход может часто быть более эффективным, чем мужской, который во многих случаях сопровождается конфронтацией. Мужчина, когда это необходимо, должен прибегнуть к деликатности, утонченности, женщина – к умению отстаивать свои права.
Решение проблемы не в том, чтобы мужчина и женщина пытались стать одинаковыми, и не в том, чтобы мужчины походили на других мужчин, а женщины – на других женщин. Все мужчины и женщины должны оставаться самими собой и помнить, что Б-г дал каждому из нас уникальные способности следовать своим целям и первейшая обязанность каждого – полностью использовать эти способности.
Б-г обязывает мужчину ощущать себя в контексте мужественности, которая включает также его женское «я». От женщины Он требует понимания себя в свете женственности, включающей и ее мужское «я». При этом каждый в конечном счете ответственен за себя как человек, свободно стоящий перед Б-гом и обществом.
Для конструктивного объединения сил мужчины и женщины должны прежде всего уметь оценивать свое истинное «я» и свои истинные различия. Это требует определенной скромности и взаимного уважения к манере одеваться, общаться, вести себя, признания того, что физический союз между мужчиной и женщиной возможен лишь в рамках освященного Б-гом брачного союза. Не случайно счастливый брак включает и женский, и мужской аспекты, так что супружеская пара сотрудничает, создавая прочные отношения, которые могут противостоять превратностям жизни.
Муж и жена обратились к раввину с просьбой разрешить их спор. Муж утверждал, что женщина превосходит, мужчину благодаря, своей способности исполнять многочисленные обязанности по долу и на работе, умению переносить родовые муки, быть терпеливой с детьми и, главное, с ним, с мужем. Жена, со своей стороны, была уверена в превосходстве мужчины, поскольку ему приходится не только тяжело работать, чтобы содержать семью, но и быть ее защитником, выслушивать постоянные жалобы жены, даже после тяжелого рабочего дня.. «Вы оба правы! – вынес свое решение раввин. – жена столь праведного мужа, разумеется, и сама праведна, а муж счастливой жены, несомненно, сам счастлив».